Аднексит
Аднексит (сальпингоофорит) —  инфекционно-воспалительное заболевание, при котором воспалительный процесс локализован в маточных трубах и в яичниках.

Факты:
  • Воспаление придатков (сальпингоофорит) занимает первую строчку в списке гинекологических болезней;
  • У 20% женщин после сальпингоофорита диагностируется бесплодие, в 5 — 10 раз увеличивается риск развития внематочной беременности;
  • До 40% женщин проходят лечение в стационаре по поводу воспаления придатков (острого или обострения хронического сальпингоофорита).

Причины и механизм развития воспаления придатков

Причина воспаления маточных труб и яичников (сальпингоофорита) – инфекция. Сальпингоофорит чаще всего вызывают хламидии, микоплазмы, уреаплазмы, гонококки, кишечная палочка. Обычно выявляется смешанная флора (ассоциации микроорганизмов). В маточные трубы и яичники болезнетворные микробы попадают:
  • восходящим путем (из влагалища и матки при их воспалении);
  • нисходящим путем (из аппендикса, прямой кишки);
  • гематогенным (с кровотоком из очагов хронической инфекции: при тонзиллите, пиелонефрите, кариесе).

Факторы, провоцирующие обострение и развитие хронического сальпингоофорита:

• стрессы;
  • переохлаждение;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • дисбактериоз кишечника;
  • перенесенные недавно инфекционные процессы;
  • частая смена половых партнеров.

Симптомы сальпингоофорита и его осложнения

Острая форма

Острое воспаление маточных труб и яичников/придатков начинается внезапно. На фоне общей интоксикации (подъем температуры до 390 и выше, слабость, тошнота, потеря аппетита) появляются боли внизу живота (справа, слева, или с обеих сторон). Боль - самый явный признак воспаления придатков матки у женщины.

Хронический процесс

При хроническом сальпингите, сальпингоофорите беспокоят тупые (ноющие или тянущие) боли внизу живота. Усиление болей провоцирует половой акт, подъем тяжестей, резкие движения. Болевые ощущения усиливаются при обострении заболевания.

Однако нередко бывают случаи бессимптомного течения воспалительного процесса в придатках (без подъема температуры и резко выраженных болей внизу живота).

Воспаление труб/придатков может приводить к развитию следующих осложнений:
  • развитие хронического цистита (воспаление мочевого пузыря);
  • нарушение менструального цикла;
  • спаечная болезнь и, как следствие, бесплодие или внематочная беременность.

Особенно велик риск развития бесплодия после двухстороннего воспаления придатков в случае хронического сальпингоофорита.

Диагностика

Врачи нашей клиники устанавливают диагноз воспаления придатков матки на основании:
  • жалоб и анамнеза;
  • гинекологического осмотра;
  • мазков из влагалища и цервикального канала;
  • бактериологического посева гинекологических мазков (для определения возбудителя и его чувствительности к антибиотикам);
  • УЗИ органов малого таза;
  • лапароскопии по показаниям.

Лечение

Можно лечить воспаление придатков в домашних условиях, амбулаторно или необходима госпитализация, решает врач акушер-гинеколог, оценивая тяжесть состояния, остроту процесса, имеющиеся симптомы. Лечение может быть консервативным и оперативным (по показаниям).

Консервативная терапия включает:
  • ограничение физической активности (по показаниям постельный режим) и половой покой;
  • полноценное питание;
  • антибиотикотерапия;
  • противовоспалительные и противоаллергенные препараты;
  • противогрибковые препараты и препараты нормализующие кишечную микрофлору;
  • витаминотерапию.

Возможно сочетание системного (таблетки для приёма внутрь, инъекции) и местного лечения (вагинальные свечи и таблетки). Чем именно лечить воспаление придатков у женщин решает врач на очной консультации.

Хирургическое лечение

При развитии гнойных осложнений проводится хирургическое вмешательство лапароскопическим доступом. Лапароскопический метод также используется для разделения спаек, которые могут возникнуть в случае хронического течения заболевания.

При стихании острых воспалительных явлений рекомендуется физиотерапия, гинекологический массаж, лечебная физкультура и прочие реабилитационные мероприятия.

При малейшем подозрении на воспаление маточных труб и придатков гинекологи МЦ «Клиника репродуктивной медицины доктора Айзятуловой» проведут полноценное обследование и назначат необходимое и эффективное лечение, а также же порекомендуют меры профилактики дальнейших обострений сальпингоофорита, что поможет в будущем избежать проблем со здоровьем женской половой сферы.