Гиперплазия эндометрия
В МЦ «Клиника репродуктивной медицины доктора Айзятуловой»диагностика гиперплазии эндометрия выполняется с помощью современных методов обследования: УЗИ, определения количества половых гормонов в крови, гистероскопии с раздельным диагностическим выскабливанием (РДВ), гистологического исследования.

В зависимости от состояния пациентки, формы гиперплазии эндометрия и выраженности заболевания назначается консервативное лечение или оперативное вмешательство (гистероскопии с раздельным диагностическим выскабливанием, абляция эндометрия, гистерэктомия). При наличии сопутствующих патологий возможна консультация смежных специалистов.

Факты:

• Около 15-40% гинекологических пациентов страдают гиперплазией эндометрия (ГЭ). Данная патология может встречаться и в молодом возрасте, и в возрасте 40-50 лет, и в менопаузе/постменопаузе.
  • 10% случаев атипической формы гиперплазии эндометрия трансформируются в злокачественные заболевания матки.
  • В 99,9% своевременная диагностика и адекватная терапия предотвращают развитие рецидивов гиперплазии эндометрия и ее перерождения в рак, а также предупреждают возникновение вторичного бесплодия.

Гиперплазия эндометрия - это чрезмерное разрастание внутреннего слоя полости матки (в основном ее железистого компонента и в меньшей мере стромального (соединительнотканного), чаще всего из-за большого количества эстрогенов в организме женщины.

ПРИЧИНЫ ГИПЕРПЛАЗИИ ЭНДОМЕТРИЯ:

• дисбаланс половых гормонов (гиперэстрогенемия), как проявление климактерического периода, эндокринных патологий (гипоталамо-гипофизарная дисфункция, заболевания яичников, сахарный диабет, метаболический синдром, ожирение и др.), неправильный приём гормональных препаратов;
  • травматическое повреждение клеток эндометрия (последствия ранее выполненных абортов, диагностических выскабливаний, длительного применения внутриматочных контрацептивных средств);
  • воспалительные процессы в матке (эндометрит).

Норма

В женском организме в течение менструального цикла под влиянием половых гормонов происходят циклические изменения: овуляция – выход яйцеклетки из яичника; подготовка матки к возможной беременности – разрастание её слизистой оболочки (эндометрия) для принятия оплодотворенной яйцеклетки. Если беременность не возникает, разросшаяся слизистая отторгается и выводится - происходит менструация. И всё начинается сначала.

Патология

Если гормональный фон нарушен (имеется избыток эстрогенов), вследствие эндокринного заболевания, гормональной перестройки - может возникать гипертрофия эндометрия. Аналогичные процессы могут происходить при воспалении (под действием инфекции) или травмировании (при механическом воздействии) слизистой полости матки. Естественная регенерация может перерастать в чрезмерную - гиперплазию эндометрия.

ВИДЫ ГИПЕРПЛАЗИИ

Простая железистая гиперплазия эндометрия возникает, если диффузно разрастаются преимущественно железистые клетки эндометрия. Чаще всего причиной становятся механические воздействия (выскабливание, аборт) или гормональные нарушения. Простая гиперплазия эндометрия не сопровождается атипичным изменением клеток и не перерождается в злокачественный процесс.

Кистозная гиперплазия эндометрия - разросшийся эпителий состоит из железистых структур, образующих небольшие полости (кисты) при отсутствии атипичных клеток (предшественниц раковых). Железисто-кистозная гиперплазия эндометрия - частая причина бесплодия.

Полиповидная гиперплазия эндометрия. Полипы возникают при локальной очаговой гиперплазии эндометрия. Иногда, при длительном существовании, полипы эндометрия могут малигнизироваться (озлокачествляться).

Аденоматозная гиперплазия эндометрия – неравномерное утолщение гипертрофированной слизистой, образующей своеобразные узлы. Возникает на фоне серьёзных длительно текущих заболеваний. Без должного лечения угрожает бесплодием и трансформацией в злокачественные опухоли.

Атипическая гиперплазия эндометрия. Под влиянием различных патогенных факторов может нарушаться строение и функция клеток эндометрия, происходить их трансформация в атипичные клетки – предшественницы раковых. Поэтому атипическая гиперплазия эндометрия может перерождаться в рак. Сложная гиперплазия эндометрия подразумевает сочетание разных форм, разрастание разных видов клеток – стромальных, железистых. Также может быть как с атипичными клетками (то есть с угрозой перерождения в злокачественные), так и без них.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

В большинстве случаев заболевание не имеет яркой клиники. Однако при тщательно собранном анамнезе можно обнаружить следующие признаки гиперплазии эндометрия:
  • Менструальные кровотечения характеризуются большим объемом отделяемого.
  • Кровомазания из половых путей «до» и «после» менструации.
  • Ановуляторные (без овуляции), обильные маточные кровотечения, возникающие после задержки менструации.
  • Возможно выделение крови из половых путей при половом акте (контактные кровотечения).
  • Пациентки жалуются на невозможность зачатия при регулярном менструальном цикле.

Частыми «сопровождающими» гиперплазии эндометрия считаются миома матки, аденомиоз, мастопатия.

ДИАГНОСТИКА

Обратившись в МЦ «Клиника репродуктивной медицины доктора Айзятуловой», Вы получите:
  • Индивидуальный подход, деликатность и конфиденциальность. Подробный разговор с гинекологом позволит выявить неявные симптомы, сопутствующие заболевания, способные провоцировать развитие гиперплазии, анамнез (перенесенные операции, аборты и др.).
  • Экспертное обслуживание: УЗИ органов малого таза самый простой и информативный метод выявления гиперплазии эндометрия, полипов в полости матки. УЗИ выполняется квалифицированными врачами на ультрасовременном оборудовании.
  • Современные лечебно-диагностические методы: с помощью гистероскопии врач не только воочию видит изменения слизистой оболочки матки, но и может выполнить раздельное диагностическое выскабливание. Выскабливание при гиперплазии эндометрия позволяет получить материал для гистологического исследования. Проводится в оснащенной современной аппаратурой операционной.
  • Оперативность обследования: подготовку к гистероскопии с РДВ, а также определение уровня половых (эстрогенов, прогестерона) гормонов в крови можно пройти в нашей клинике в течение 1 дня (при предварительной записи, анализы берутся натощак).
  • Точную диагностику: гистологическое исследование клеток эндометрия выполняется в соответствии с международными стандартами, что позволяет со 100% точностью определить наличие или отсутствие трансформированных атипичных клеток.
  • Комплексный подход: при наличии сопутствующей патологии возможна консультация смежных специалистов (эндокринолога, хирурга, терапевта, генетика).

ЛЕЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В МЦ «Клиника репродуктивной медицины доктора Айзятуловой» схема лечения гиперплазии эндометрия разрабатывается на основании анамнестических данных, результатов инструментальных и лабораторных методов обследования, а также с учетом тяжести патологии и сопутствующих недугов.

Консервативная терапия:
  • Патогенетическая (гормональная) терапия;
  • Симтоматическая терапия.

Хирургическое лечение:
  • Гистероскопия с РДВ.
  • При угрозе трансформации гиперплазии эндометрия в рак, могут быть использованы хирургические методы лечения — абляция эндометрия, гистероэктомия — удаление матки.

Пациенткам, которым необходима операция, предоставляются комфортные палаты в стационаре клиники.

В течение всего периода терапии недуга Вас консультирует врач-гинеколог, который контролирует эффективность назначенных мероприятий и при необходимости корректирует схему лечения.

Часто задаваемые вопросы про гиперплазию эндометрия

• ➔ Почему развивается гиперплазия железистого эпителия матки?

Главная причина гиперплазии эндометрия – избыток женских половых гормонов (эстрогенов). Вторичными факторами также являются: дисфункция гипофиза, ожирение, сахарный диабет, хронические воспалительные заболевания матки, травмы при абортах, прием гормональных препаратов.

• ➔ Как проявляется очаговая гиперплазия эндометрия?

Данное заболевание проявляется в виде вагинальных кровотечений до и после менструации, увеличением объема выделений, задержек менструации, контактных кровотечений при половом акте, бесплодием.

• ➔ Бывает ли гиперплазия железистого эпителия шейки матки?

Шейка матки не содержит эндометрия, канал шейки матки выстлан другими видами эпителия, поэтому все гиперпластические процессы в шейке матки не относятся к гиперплазии эндометрия.

• ➔ Как сочетаются очаговая гиперплазия эндометрия и беременность?

При гиперплазии эндометрия сильно снижается выработка прогестерона, гормона, который отвечает за овуляцию. Даже если овуляция наступает, структура эндометрия далеко не всегда позволяет закрепиться плодному яйцу, поэтому вероятность беременности крайне мала.

• ➔ Чем опасна очаговая атипическая гиперплазия эндометрия?

Около 10% атипических форм гиперплазии эндометрия трансформируются в злокачественные опухоли. Регулярные осмотры у гинеколога и лечение гиперплазии эндометрия на ранней стадии значительно снижают вероятность заболеть раком.