Климактерический синдром (климакс)
Климактерический синдром (климакс) — состояние, которое характеризуется нервно-психическими, вегето-сосудистыми, эндокринными и др. нарушениями, возникающими в связи с возрастными изменениями в климактерический период на фоне угасания репродуктивных функций.

Заметим, что климакс — естественный этап в жизни каждого человека, климактерический синдром связан с патологическими расстройствами и характерен преимущественно для женщин.

Климактерический период у женщин подразделяется на пременопаузу, менопаузу и постменопаузу. Время наступления климактерических фаз связано с состоянием здоровья женщины, наследственностью, условиями труда, нюансами рациона питания, климатическими условиями и др.

Климактерический период у мужчин наступает приблизительно в возрасте 50–60 лет и заканчивается к 75 годам.

ПРИЧИНЫ И ПАТОГЕНЕЗ КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО СИНДРОМА

В основе развития климактерического синдрома — гормональная перестройка организма, связанная с возрастными изменениями.

Климактерический синдром является следствием нарушения функционирования гипоталамических структур головного мозга, которые отвечают за взаимодействие температурных, респираторных, кардиоваскулярных реакций с эмоционально-поведенческими.

У женщин с возрастом прекращается развитие фолликулов, они замещаются соединительной тканью. Кроме того, повышается уровень гонадотропных гормонов, а уровень эстрогенов снижается. Недостаток последних вызывает развитие патологических процессов в различных органах и системах.

У мужчин уменьшается количество клеток Лейдига (гландулоцитов яичка), что приводит к снижению уровня тестостерона и андрогенов. В тоже время продукция гонадотропных гормонов гипофиза увеличивается.

СИМПТОМЫ КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО СИНДРОМА

В результате дефицита гормонов изменения в организме женщины появляются еще в пременопаузе. Все симптомы можно разделить на три основные группы: нервно-психические, вегето-сосудистые и эндокринные.

К нервно-психическим симптомам относятся: раздражительность, колебания настроения, снижение внимания, ухудшение памяти, чувство тоски и тревоги.

Среди вегетативно-сосудистых расстройств - приливы жара к голове, рукам, верхней половине туловища, головная боль, головокружение, тахикардия, повышенная потливость, вагоинсулярные кризы.

Эндокринные симптомы: остеопороз, трофические изменения кожи, вульвы, мочевого пузыря, влагалища, гипергликемия.

Серьезная гормональная перестройка организма может постепенно привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, инсулинорезистентности, ожирению, остеопорозу, маточным кровотечениям.

У мужчин чаще всего отсутствует климактерический синдром. В отдельных случаях он проявляется нарушениями сердечно-сосудистой системы (приливы жара к голове, покраснение лица, боль в области сердца, сердцебиение, одышка, головокружение, потливость, повышение давления); психоневрологическими расстройствами (повышенная возбудимость, утомляемость, головная боль, нарушение сна, слабость); мочеполовые расстройства (дизурия, ослабление эрекции, ускоренное семяизвержение).

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Профилактический осмотр у гинеколога-эндокринолога рекомендован всем женщинам после 45 лет. Это необходимо, чтобы своевременно выявить нарушения и провести их коррекцию.

При патологическом течении климакса следует срочно обратиться к врачу!

Диагностические процедуры в нашей клинике, помимо сбора анамнеза, включают:

• общеклинические исследования
  • биохимический анализ крови
  • гормональные исследования
  • УЗИ
  • маммографию
  • цитологические исследования мазков из шейки матки
  • гистологический анализ соскоба эндометрия матки (по показаниям) и др.

После диагностических процедур эндокринолог нашей клиники совместно с гинекологом назначат комплексное лечение. Это позволит нормализовать состояние пациента и избежать серьезных осложнений. Метод лечения зависит от степени тяжести климактерического синдрома и его проявлений: мы проводим немедикаментозную и медикаментозную (негормональную и гормональную) терапию.