Нарушения менструального цикла
В МЦ «Клиника репродуктивной медицины доктора Айзятуловой» врачи-гинекологи проведут полное обследование с применением современных диагностических методов (УЗИ, кольпоскопия, определение половых гормонов и скрытых инфекций) и установят причину нарушения менструального цикла. После выявления главного этиологического фактора наши специалисты назначают и проводят современную и эффективную терапию, при необходимости - хирургическое вмешательство.

О НАРУШЕНИЯХ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА

Одной из частых причин обращения к гинекологу является нарушение менструального цикла. К расстройствам цикла относятся нерегулярность месячных, отсутствие менструаций,  их болезненность и аномальные маточные кровотечения. Если месячные отсутствуют 6 и более месяцев, говорят об аменорее. Если менструации очень болезненные, повторяются ежемесячно и сопровождаются другими общими проявлениями (слабостью, недомоганием, головокружением, тошнотой и другими), говорят о дисменорее. Аномальные маточные кровотечения (АМК) - это кровотечения, отличные от обычных менструаций по длительности, объему кровопотери  и/или частоте.

Факты:

• Аменорея составляет 10–15% среди всех нарушений менструального цикла и репродуктивной функции;
  • До 90% всех нарушений менструального цикла связано с дисменореей.
  • АМК занимают 2-е место среди причин госпитализации женщин в гинекологические стационары, служат показанием для 2/3 производимых гистерэктомий и абляций эндометрия.

АМЕНОРЕЯ

Отсутствие менструации до начала полового созревания, при менопаузе, беременности и кормлении грудью обусловлено естественными причинами (физиологическая аменорея).

При патологической аменорее месячные отсутствуют из-за болезни, и не обязательно из области гинекологии.

По происхождению аменорею делят на:

• первичную — когда месячные отсутствуют после 16 лет (недоразвитие матки, врожденные заболевания, патология яичников);
  • вторичную — в жизни женщины имелась хотя бы одна менструация (чаще до наступления аменореи менструальный цикл был в норме).

ДИСМЕНОРЕЯ

Дисменорея по происхождению делится на первичную (функциональную), которая развивается сразу, с наступлением менархе или через 1–1,5 года и вторичную (органическую), обусловленную гинекологическими заболеваниями. При компенсированной дисменорее клиническая картина не меняется, при декомпенсированной  боли с каждым годом усиливаются.

ПРИЧИНЫ

К причинам первичной дисменореи относят:

• механический фактор — заращение цервикального канала, девственной плевы и влагалища. Вся система, отвечающая за менструальный цикл, функционирует правильно, и ежемесячно происходят соответствующие изменения в половых органах, но менструальная кровь не изливается наружу. Накопившаяся в матке кровь приводит к ее перерастяжению, что вызывает болевой синдром;
  • конституциональные особенности;
  • эндокринный фактор — нарушение производства и распада простагландинов, избыток которых вызывает боль;
  • нейропсихический фактор — низкий порог болевой чувствительности или лабильная (неустойчивая) психика.

Вторичная дисменорея обусловлена:

• эндометриозом;
  • миомой матки;
  • хроническими воспалительными процессами матки и придатков;
  • ношением внутриматочной спирали;
  • спаечной болезнью и другой патологией.

Отсутствие менструаций может быть обусловлено:

• стрессами и психическими заболеваниями;
  • неправильным питанием (голодание);
  • занятиями профессиональным спортом;
  • хронической интоксикацией;
  • приемом гормональных препаратов, подавляющих выработку женских половых гормонов и гипотензивных средств;
  • патологией щитовидной железы;
  • внутриматочными синехиями (спайками)
  • аномалиями развития женских половых органов
  • опухолями головного мозга или яичников.

ДИАГНОСТИКА

Установление причины болезненных менструаций или аменореи заключается в тщательном сборе анамнеза и жалоб, проведении общего и гинекологического осмотра и дополнительных методов обследования:
  • УЗИ органов малого таза и молочных желез;
  • кольпоскопия шейки матки;
  • определение гормонального статуса (женских и мужских половых гомонов, гормонов надпочечников, гипофиза, щитовидной железы);
  • обследование на половые инфекции;
  • биохимический анализ крови;
  • гистероскопия и лапароскопия (по показаниям).

При необходимости к обследованию пациентки привлекаются смежные специалисты (терапевт, эндокринолог, психолог).

ЛЕЧЕНИЕ

Лечение нарушений менструального цикла зависит от причины. При первичной дисменорее специалисты МЦ «Клиника репродуктивной медицины доктора Айзятуловой» назначают обезболивающие препараты, спазмолитики,  комбинированные оральные контрацептивы. Лечение вторичной дисменореи заключается в устранении основного заболевания, в том числе и оперативным путем. МЦ «Клиника репродуктивной медицины доктора Айзятуловой» оснащен современной лапароскопической аппаратурой, а врачи владеют современными малоинвазивными оперативными методами.

Терапия аменореи направлена на коррекцию основного заболевания. При необходимости проводится хирургическое лечение: рассечение внутриматочных синехий, пластические операции, восстанавливающие строение и работу половых органов и др.

Врачи МЦ «Клиника репродуктивной медицины доктора Айзятуловой» точно установят причину болей при менструациях или их отсутствии и окажут высококвалифицированную помощь, в результате которой менструальный цикл и репродуктивная функция нормализуются.

АНОМАЛЬНЫЕ МАТОЧНЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ (АМК)

Это кровотечения, отличные от обычных менструаций по длительности, объему кровопотери  и/или частоте. В норме длительность менструального цикла варьирует от 24 до 38 дней, длительность менструального кровотечения составляет 4–8 дней, общая кровопотеря колеблется от 40 до 80 мл. В репродуктивном возрасте АМК составляет 10 - 30% от общей гинекологической заболеваемости, в перименопаузе достигает 50%.

АМК являются одной из основных причин железодефицитных анемий, снижают работоспособность и качество жизни женщин. АМК занимают 2-е место среди причин госпитализации женщин в гинекологические стационары, служат показанием для 2/3 производимых гистерэктомий и абляций эндометрия.

Причины возникновения

Причины АМК имеют возрастные особенности.  У молодых девушек АМК чаще связаны с наследственными нарушениями системы гемостаза и инфекциями. Приблизительно 20% подростков и 10% женщин репродуктивного возраста с обильными менструациями  имеют  заболевания крови (коагулопатии), такие как болезнь Виллебранда, тромбоцитопения, реже острую лейкемию, а также заболевания печени.

В репродуктивном возрасте среди причин АМК можно выделить органические нарушения эндо- и миометрия (субмукозная миома матки, аденомиоз, полипы, гиперплазия и рак эндометрия), а также неорганическая патология (нарушения свертывающей системы крови, внутриматочные устройства, хронический эндометрит, овуляторная дисфункция, прием лекарственных препаратов - некоторые антибиотики, антидепрессанты, тамоксифен, кортикостероиды). Во многих случаях причиной являются эндокринопатии и нервно-психическое напряжение (например, синдром поликистозных яичников, гипотиреоз, гиперпролактинемия, ожирение, анорексия, резкая потеря веса или экстремальные спортивные тренировки). Кровотечения «прорыва» на фоне приема гормональных препаратов чаще наблюдаются у курящих женщин, что связывают со снижением уровней  стероидов в кровотоке из-за усиления их  метаболизма в печени.

В перименопаузе АМК возникают на фоне ановуляции и различной органической патологии матки. С возрастом увеличивается вероятность злокачественных поражений эндо- и миометрия.

Клинические проявления

В зависимости от характера нарушений выделяют различные проявления АМК:
  •  нерегулярные, длительные маточные кровотечения   (менометроррагии);
  • чрезмерные (более 80 мл) или длительные менструации (более 8 дней) с регулярным интервалом в 24–38 дней (меноррагии, гиперменорея);
  • нерегулярные, межменструальные кровянистые выделения из матки, как правило, чаще не интенсивного характера (метроррагии);
  • частые менструации с интервалом менее 24 дней (полименорея).

Диагностика аномального маточного кровотечения

Диагностика включает осмотр гинеколога-эндокринолога, оценку жалоб больных. Многие женщины неправильно интерпретируют величину кровопотери во время менструации. Так, например, 50% женщин с нормальной менструальной кровопотерей обращаются с жалобами на усиленные кровотечения, и наоборот. Проводится широкий спектр лабораторных, в том числе гормональных, исследований. Трансвагинальное УЗИ органов малого таза  рассматривается,  как диагностическая процедура 1-й линии для оценки состояния эндометрия. Высокую диагностическую значимость имеет соногистерография,  проводится при недостаточной информативности трансвагинального УЗИ для  уточнения очаговой внутриматочной патологии. Гистероскопия и биопсия эндометрия продолжает рассматриваться как «золотой» стандарт диагностики внутриматочной патологии,  в первую очередь для исключения предраковых поражений и рака эндометрия. Рекомендуется при подозрении на патологию эндометрия,  наличии факторов риска рака  тела матки (ожирении,  СПКЯ, сахарном диабете, отягощенном семейном анамнезе по раку толстого кишечника), у  пациенток с АМК после 40 лет.  МРТ рекомендуется проводить при наличии множественной миомы матки для уточнения топографии узлов перед планируемой миомэктомией, эмболизацией маточных артерий, абляцией, а также при подозрении на аденомиоз или в случаях плохой визуализации полости матки для оценки состояния эндометрия.

Методы  лечения аномального маточного кровотечения

Лечение АМК в нашем МЦ осуществляется на основании современных международных и украинских клинических рекомендаций. Принципы терапии  АМК преследуют 2 основные цели: остановку кровотечения и профилактику его рецидивов. В каждом конкретном случае при назначении медикаментозной терапии  учитываются не только эффективность препаратов, но и возможные побочные эффекты, возраст женщины, заинтересованность в беременности или контрацепции. По показаниям  используются хирургические методы лечения.